В чем разница 2 тактных и 4 тактных лодочных моторов?
Главная разница в сути - разный принцип работы двигателя, далее следствия, которые являются плюсами одних моторов или минусами других.
2 тактный двигатель. Плюсы
- Легче, чем 4 тактный (2 тактный 9.9 лс двигатель весит примерно 38 кг, 4 тактный 9.9 лс около 50 кг). Двигатель легче из-за отсутствия системы впускных-выпускных клапанов и сложного механизма газораспределения;
- Мощнее (при том же самом объеме 2 тактный двигатель мощнее, так как взрыв - полезное действие, происходит при каждом обороте коленчатого вала, в то время как у 4 тактного через оборот);
- Проще по конструкции, а следовательно, менее дорогой по обслуживанию.
2 тактный двигатель. Минусы
- Менее экономичен, чем 4 тактный двигатель, расход топлива примерно 350 мл на 1 лс в час;
- Менее экологичен, так как происходит частичный выброс неиспользованной топливной смеси;
- Уровень шума выше, чем у 4 тактного двигателя;
- Эксплуатация сложнее, нужно готовить масло-бензиновую смесь; масло расходуется вместе с бензином;
- Моторесурс меньше, чем у 4 тактного двигателя из-за отсутствия постоянной смазки движущихся элементов.
4 тактный двигатель. Плюсы
- Экономичен, расход топлива примерно 250 мл на 1 лс в час; отсутствует расхода масла;
- Экологичен, так как выброс неиспользованной топливной смеси исключен;
- Низкий уровень шума (по сравнению с 2 тактым двигателем);
- Эксплуатация проще, не нужно готовить масло-бензиновую смесь, как у 2 тактного двигателя, просто заливается бензин в бак; нет расхода масла;
- Моторесурс больше в разы, чем у 2 тактного двигателя, так как все движущиеся элементы находятся в постоянной смазке (отдельная смазка).
4 тактный двигатель. Минусы
- Тяжелее, чем 2 тактный (2 тактный 9.9 лс двигатель весит примерно 38 кг, 4 тактный 9.9 лс около 50 кг). Двигатель тяжелее из-за наличия системы впускных-выпускных клапанов и сложного механизма газораспределения;
- Менее мощный (при том же самом объеме 2 тактный двигатель мощнее, так как взрыв - полезное действие, происходит при каждом обороте коленчатого вала, в то время как у 4 тактного через оборот);
- Сложнее по конструкции, а следовательно, более дорогой по обслуживанию.
Принцип работы 2 тактного двигателя
Рабочий цикл состоит из двух этапов: сжатие и рабочий ход.
Сжатие. Основными положениями поршня являются верхняя мертвая точка (ВМТ) и нижняя мертвая точка (НМТ). Двигаясь от НМТ к ВМТ, поршень поочередно перекрывает сначала продувочное, а затем выпускное окно, после чего газ, находящийся в цилиндре, начинает сжиматься. При этом через впускное окно в кривошипную камеру поступает свежая горючая смесь, которая будет использована в последующем сжатии.
Рабочий ход. После того, как горючая смесь максимально сжата, она воспламеняется при помощи электрической искры, образуемой свечой. При этом температура газовой смеси резко возрастает и объем газа стремительно растет, осуществляя давление, при котором поршень начинает движение к НМТ. Опускаясь, поршень открывает выпускное окно, при этом продукты горения горючей смеси выбрасываются в атмосферу. Дальнейшее движение поршня приводит к сжатию свежей горючей смеси и открытию продувочного отверстия, через которое горючая смесь поступает в камеру сгорания.
Принцип работы 4 тактного двигателя
Рабочий цикл четырехтактного двигателя состоит из четырех этапов: впуск, сжатие, рабочий ход, выпуск, что стало возможным за счет применения системы клапанов.
Во время впускного этапа поршень двигается вниз, открывается впускной клапан, и в полость цилиндра поступает горючая смесь, которая при смешении с остатками отработанной смеси образует рабочую смесь.
При сжатии поршень движется от НМТ к ВМТ, оба клапана закрыты. Чем выше поднимается поршень, тем выше давление и температура рабочей смеси.
Рабочий ход четырехтактного двигателя представляет собой принудительное движение поршня от ВМТ к НМТ за счет воздействия резко расширяющейся рабочей смеси, воспламененной искрой от свечи. Как только поршень достигает НМТ, открывается выпускной клапан.
Во время выпускного этапа продукты сгорания, вытесняемые поршнем, движущимся от НМТ к ВМТ, выбрасываются в атмосферу через выпускной клапан.
Здесь ссылка на статью, откуда был отчасти позаимствован материал.